stairs

5 стадий освоения английского языка: от периода молчания до свободного владения

У многих изучающих английский язык (точнее, это относится к любому иностранному языку) самая главная проблема звучит как «понимать-то я понимаю, но вот сказать ничего не могу». Печально, что такая ситуация подавляет желание учиться и подрывает уверенность в собственных силах. Что делать? Прежде всего, понять, что период, когда речи еще нет – совершенно нормальный этап освоения иностранного языка. «Период молчания» (а именно так можно перевести термин «Silent period») есть у всех изучающих иностранный язык.

Однако, обо всем по порядку. Начнем с того, что вы – не первый и не последний человек, который изучает иностранный язык. И, хоть и путь к счастливому свободному владению у каждого свой, все изучающие язык проходят через одни и те же стадии. Вот они:

1. Pre-production. (буквально, «перед выдачей речи»).
Он же – тот самый «Silent Period», буквально, период молчания.

Студент на этом этапе находится в той самой ситуации, когда «все понимаю, сказать не могу». Некоторые, причем, сравнивают это положение с собакой. Не знаю, сколько реально из нашей речи понимают наши четвероногие друзья – но лично мне кажется, намного меньше, чем еще не заговоривший студент.

Так вот, активное воспроизведение речи всегда отстает от пассивного понимания. Активный словарь всегда будет меньше пассивного, вы всегда будете понимать более сложную грамматику, чем сможете использовать в речи. Именно поэтому ПОЧТИ ВСЕ изучающие иностранный язык молчат на первом этапе обучения. Причем, длиться это молчание может долго – от пары месяцев до полугода, во время которого студент успевает освоить до 500 слов изучаемого языка (а 500 слов – это очень даже немало: отсюда и «все понимаю»).

Справедливости ради замечу, что в случае, например, очень раскованных и артистичных студентов, или в случае, если это не первый ваш иностранный язык, период молчания может быть очень коротким. В особенных случаях, его может не быть вообще, но это действительно исключения.

Сам по себе «период молчания» – не проблема. Проблема – отношение к нему: «я уже три месяца хожу на курсы, а как живого иностранца увижу, так язык отнимается – видимо, деньги на ветер»; «долбим этот Present Simple уже вторую четверть, а простого предложения построить не можешь». Особенно острой эта проблема будет для детей, ведь учителя и родители ждут мгновенные результатов, и начинают ругать, если их нет. У взрослых падает самооценка, уверенность с своих силах, и в итоге – желание учить язык. А вот это действительно проблема.

Что же делать?
Не бояться «периода молчания», понимать, что это совершенно нормальное состояние, через которое проходят все изучающие язык. Особенно если английский – это ваш первый иностранный язык. Вашему мозгу не просто привыкнуть к мысли о том, что все вещи и явления вокруг, все понятия и мысли можно выражать совсем не так, как он делал все предыдущее время.
Расслабьтесь, окружите себя иностранным языком и попытайтесь к нему привыкнуть. Не перенапрягайте себя упражнениями и заучиванием списков слов. И уж тем более не ругайте себя за молчание – вы рискуете выработать серьезную неприязнь к языку, а это было бы самой большой ошибкой, которую можно совершить на этом этапе.

Еще одна хорошая новость – продолжительность «периода молчания» можно (и нужно) сократить. Как именно – это тема отдельного материала, а пока давайте продолжим разговор о стадиях освоения иностранного языка.

2. Early production («ранняя речь»). Причем, буквально, production – это даже не речь, а «воспроизведение», то есть то, что «выдается» студентом на этом этапе – речью, в смысле связной речью, это назвать пока рано.

Речь студента на этом этапе – это фразы, состоящие из одного-двух слов: да/нет, односложные ответы, личные местоимения (я, ты, он), простые заученные конструкции. Между тем пассивный словарный запас (те слова, которые студент может понять) продолжает расти – до 1000 слов. На этом этапе, в зависимости от интенсивности занятий, можно оставаться еще от полугода до года.

3. Speech emergence (появление связной речи)
Словарный запас (пассивный) продолжает расти – до 2000-3000 слов. В принципе, этого количества уже достаточно, чтобы посмотреть фильм и, даже если и не уловить содержание длинных красноречивых монологов, то понять все короткие реплики и диалоги, уловить смысл фильма. Собственная речь только начинает появляться: студент может сказать о чем угодно, но все сложные понятия приходится объяснять через простые («в поезде я должен был заплатить то, что надо платить, когда нет билета»). Грамматика же пока что оставляет желать лучшего – если в предложении нет ни одной ошибки, это, скорее всего, случайность. Эта стадия продолжается еще около года.

4. Intermediate fluency (средний свободный уровень)
Пассивный словарь вырос до 6-7 тысяч слов. Речь отточилась – да, ошибки есть, но, скорее всего, это оговорки, которых становится тем меньше, чем больше есть практики общения. На этом этапе знания языка достаточно, чтобы читать неадаптированную литературу. В принципе, на этом этапе само по себе «языковое обучение» часто заканчивается – дальнейший прогресс можно достичь теми же способами, какими мы развиваем свой родной язык. В то же время, прогресс на этом этапе становится практически незаметным – чтобы перейти на следующую стадию, может потребоваться от 3 до 10 лет.

5. Advanced Fluency (продвинутый свободный уровень)
Возможность понимать иностранную речь на этом этапе практически не уступает носителю. Разговорная речь обогащается интересными оборотами и конструкциями, почерпнутыми из общения или чтения. Наибольший прогресс в этот период придется на письменную речь – именно она, до этого отстававшая от всех остальных навыков, начинает приближаться к уровню носителя языка.

Итак, состояние, когда вы «все понимаете, а сказать ничего не можете» – это нормальное состояние для всех изучающих иностранный язык. Первый этап поэтому так и называется – «период молчания», ведь первые несколько месяцев практически весь прогресс приходится на ваши навыки понимать речь, а не воспроизводить ее. Самое главное, не поддаваться панике и не терять веру в собственные силы.
В то же время, «период молчания» можно, аккуратно, но уверенно, подтолкнуть к следующему этапу – первым произнесенным фразам. Как именно это сделать – поговорим в следующий раз.


Статьи по теме: